А. Тарковский
А. Тарковский
А. Тарковский (1932-1986) снял лишь семь полнометражных фильмов ("Иваново детство", "Страсти по Андрею", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия", "Жертвоприношение") и вошел в историю европейского киноискусства. Его произведения, глубоко русские по сути, являются одновременно философско-художественными посланиями человечеству. Он обратился к искусству, поскольку оно направлено к Истине, Идеалу, Абсолюту, которых человек никогда не достигнет, но стремление к которым только и способно придать существованию содержание и смысл. Выработав собственную эстетическую модель - исповедь-проповедь - А. Тарковский призвал современного человека к самосозиданию. Ибо для него крушение личности равнозначно концу света: "Апокалипсис — это образ человеческой души".
Поэтика фильмов Тарковского опирается на символическое 'триединство: Дом - Человек - Жертвоприношение. Каждое слагаемое интерпретируется автором с позиции универсальной ценности. Родительский дом, семейный очаг как духовное начало личности. Храм - дом народа. Природа, космос - дом цивилизации. Совокупный образ человека у Тарковского обретает библейские черты возвращающегося блудного сына (например, последний эпизод фильма "Солярис", решенный как парафраз картины Рембрандта "Возвращение блудного сына", прямо ретранслирует эту идею). Но возвращение (преодоление, возрождение) возможно лишь через покаяние, через жертвоприношение. И каждого своего героя Тарковский проводит через этот сакральный спасительный акт. На алтарь веры (общегуманистической, общекультурной) кладется высшая ценность, каковой обладает тот или иной его персонаж: жизнь (маленького Ивана из "Иванова детства", одуховленной Хари из "Соляриса", автора из "Зеркала", писателя Горчакова из "Ностальгии"), талант художника (Андрей Рублев перестает писать иконы, Андрей Горчаков - книги), малый мир дома ("Жертвоприношение", "Сталкер"). Эта художественная концепция триединства вызрела у русского режиссера постепенно, в процессе творчества и привела его к смелому намерению снять "Новый Завет"...
Восприятие кино, по-Тарковскому, - это погружение в "запечатленное время", которое вбирает и субъективное пространство воспоминаний, снов, и глубоко личные поиски утраченного. Поэтому общение с автором через его экранные произведения превращается в своего рода медитацию, но не в интеллектуальные упражнения по дешифровке символов и метафор.
На рубеже 50-60-х годов кардинальным принципом формирования художественной системы советского кино становится исследование внутреннего мира человека. Соответственно изменяется принцип повествовательности, трансформируясь из эпико-драматического (30-40-е годы) в лирико-драматический, т.е. "я" режиссера снова занимает определяющее место в композиции фильма, в его поэтике. На экране появляется молодой герой (alter ego режиссеров), вступающий в самостоятельную жизнь. Для него начинается процесс постижения законов и таинств индивидуального и социального бытия. Ему присуща душевная открытость и ощущение своей отдельности при сохранении чувства общности поколения. Основной сюжетный мотив - движение - ассоциируется с динамикой самопознания и предощущением лучшей жизни. Отказ от бытописания активно романтизирует среду, время "оттепели", дружеские отношения персонажей.