Новая советская волна
"Новая советская волна" заявила о себе в начале 60-х годов. Это было первое поколение советских режиссеров, творческое мышление которых сформировалось не только под воздействием традиций локальной отечественной киношколы, но под очевидным влиянием лидеров европейского киноискусства того времени: М. Антониони, И. Бергмана, Ф. Феллини. Многочисленные дебюты молодых сразу обозначили две главные художественные тенденции, которые впоследствии и определяли духовно-эстетическую ценность советского кино, несмотря на ущемление прав этого искусства в пользу идеологии.
Поэтико-документальное направление объединяло довольно широкий круг режиссеров: Г. Данелия, М. Хуциев, О. Иоселиани, А. Герман, В. Шукшин. В своих фильмах они опирались на "жизнеподобные" принципы сюжетной организации драматургического материала, соединяли приемы игрового и документального кино. Добиваясь впечатления естественно протекающей жизни, погружали актерское действие в реальную среду и прибегали к услугам "скрытой камеры". Ослабление фабулы, тяготение к внутрикадровому монтажу создавало новый повествовательный ритм кинопроизведений "Застава Ильича" (1964), "Июльский дождь" (1967) М. Хуциева, "Я шагаю по Москве" (1964) Г. Данелия, "Листопад" (1968) О.Иоселиани. Режиссеры дистанцируются по отношению к событию через второй поэтический план, т.е. ведут разговор "не на тему" в разнообразных лирических отступлениях. Но суть в том, что авторское пространство выстраивается не с помощью вербальных средств (например, закадровый комментарий), а через оператора. Рассуждение становится изображением, а действием - настроение автора и психологическое состояние героя, пребывающего в постоянном движении. Текучесть визуально-повествовательной фактуры, доверительная лирическая интонация придают этим картинам мягкую поэтичность и одухотворенность.
Поэтико-живописное направление представлено творчеством Т. Абуладзе, С. Параджанова, А. Тарковского, А. Сокурова. Их фильмы опираются на условные притчеобразные сюжеты. Образный строй усилен звукозрительными метафорами, аллегориями, символами. Изобразительные решения отличаются живописной выразительностью, порой - декоративной броскостью ("Тени забытых предков" (1965), "Цвет граната" (1969) С. Параджанова; "Иваново детство" (1962) А. Тарковского; "Мольба" (1968) Т.Абуладзе и др.).
С.Параджанов
Т.Абуладзе