Советское кино второй половины 50-х годов

Возрождение художественного потенциала советского кино во второй половине 50-х годов было также связано со смягчением политической обстановки в стране после смерти Сталина. Преодоление эстетики официозного, бесконфликтно-парадного кинематографа 40-х годов осуществлялось через общую гуманизацию и новаторское обновление киноязыка. Отчетливо обозначился интерес к судьбе обычного человека, к его простым чувствам и повседневной жизни - "Большая семья" (1954), "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958) режиссера И.Хейфица; "Человек родился" (1956) В.Ордынского, "Чужая родня" (1956) М.Швейцера и др. В этих фильмах авторы ориентируются на неприхотливое безыскусное повествование, тщательную разработку психологических характеристик. Картины пронизывает общая просветленная, лирико-романтическая интонация, прямолинейный, но искренний пафос утверждения душевной щедрости, доброты, чистоты и верности чувств. Особенно очевидны эти тенденции в трансформации военной тематики, когда авторы отказываются от героико-патриотической тональности, от батальной стороны проблемы, размещая своих персонажей за линией фронта в пространстве перекрещивающихся личных судеб ("Летят журавли" (1957) режиссера М. Калатозова, "Баллада о солдате" (1959) Г. Чухрая и др.).

Уникальным художественным примером синтеза всех средств обновления советского экрана на рубеже 50-60-х годов служит картина М. Калатозова "Летят журавли" - единственный фильм в истории отечественного киноискусства, получивший "букет" главных наград престижного Каннского фестиваля (за лучшую режиссуру, операторскую работу, актерское мастерство).

"Летят журавли" - фильм на военную тему, как написано в старых учебниках. Эта серьезная суровая тема решена в "низком" жанре мелодрамы, в основе которой традиционный любовный треугольник. О подобной вольности невозможно было и мечтать еще в начале 50-х -в период так называемого "малокартинья".

Второй аспект связан с типом героя. Центральный персонаж фильма - Вероника - представлена через динамику сложных внутренних противоречий. Неоднозначность ее поступков, смятение души, череда повторяющихся ошибок - все это "очеловечивало" экранный образ, разрушая канон тоталитарного кино, когда индивидуальность героя замещалась конструированием типического социально-классового характера.

И, наконец, экспрессивная образность фильма М. Калатозова. Откровенное форсирование выразительных средств (планы, ракурсы, монтажный ритм), невероятная подвижность кинокамеры зримо воплощают психологическое состояние персонажей. Пластическая энергия фильма "Летят журавли" реализует идею "внутреннего монолога" героя не столько на уровне актерской игры, сколько на уровне операторского и режиссерского мастерства, когда, по выражению С. Эйзенштейна, "аппарат скользнул вовнутрь персонажа".

Таким образом, политические изменения в стране позволили вывести советский кинематограф в конце 50-х годов из состояния "клинической смерти". Второе творческое дыхание обрели режиссеры среднего поколения - Г. Козинцев, И. Хейфиц, М. Ромм, М. Калатозов, подготовив мощный художественный трамплин для старта молодой генерации.

История кино

Главная Контакты
:: Нет ничего опасней неполного знания. Английская пословица