Кино расчета

В 1967 году Е. Сколимовски снял картину "Руки вверх!", которая открыла новое направление - "кино расчета". Следующий фильм такого рода появился лишь в 1976 году. Это была лента А. Вайды "Человек из мрамора". Но основной поток картин создавался уже в начале 80-х: "Был джаз" (реж. Ф. Фальк), "Мать Каролей" (реж. Я. Заорски) и др. "Кино расчета" - это явление не только художественное, но прежде всего социальное. Это реакция на интеллектуальный, духовный и моральный кризис эпохи сталинизма. Режиссеры в своих фильмах рассчитываются с прошлым, обращаясь к замалчиваемым фактам и событиям близкой истории 40-50-х годов. Разоблачая "культ вождя", анализируя влияние тоталитарной системы на индивида и социум, кинематографисты рассказывают о духовной деградации общества, о психологическом и интеллектуальном опустошении жизни, о дегуманизации и деформации человеческих отношений под нажимом идеологии.

Для кинематографа расчета характерна формула политического фильма. Режиссеры менее всего думали о психологической характеристике героев, стремясь максимально заострить социальную сторону конфликта. Вместе с тем эти картины становились и своеобразным нравственным счетом, который предъявляли авторы себе за столь долгое и покорное молчание о жестокой эпохе сталинизма.


А.Вайда


Збигвев Цибульский в фильме «Пепел и алмаз». Режиссер А. Вайда. 1958

История кино

Главная Контакты
:: Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает. Вольтер