Киношколы восточноевропейских стран
Знаменательным событием в эволюции киноискусства середины 50-х годов стало формирование киношкол восточноевропейских стран.
В Польше кино считалось низким искусством вплоть до 1939 года, хотя собственное кинопроизводство в стране сформировалось в начале XX века. Первые фильмы, заставившие переоценить отношение к X музе, вышли на экран в 1948 году: "Последний этап" (реж. В. Якубовска), "Непокоренный город" (реж. Е. Зажицки), "Пограничная улица" (реж. А. Форд). Эти картины называли польским мартирологом. В них отразилась судьба народа, пережившего ужасы гитлеризма. Художественная природа этих произведений формировалась на принципах документализма: сюжеты основывались на реальных событиях, хроника определяла изобразительную стилистику.
После провозглашения в 1949 г. соцреализма единственным творческим методом обнадеживающие тенденции в польском кино угасли до середины 50-х, когда наступило время политической либерализации. В 1955 году дебютировали выпускники киношколы в Лодзи, воспитанные в "реальном социализме", теоретические доктрины которого контрастно расходились с жизнью. Молодые режиссеры, окрыленные "оттепелью", обратились к острейшим социально-историческим темам, провозгласив свое творчество катализатором общественной мысли. "Польский кинематограф либо будет социальным, либо его не будет вообще!" - таков был девиз поколения, положившего начало течению, которое европейские критики объявили "школой польского фильма". Первым фильмом нового направления стала лента А. Вайды "Поколение" (1955). По сценарию предполагалось, что картина будет своего рода каталогом добродетелей коммунистической молодежи. Однако Анджей Вайда (р. 1926) откорректировал сюжет, сократив количество героических поступков. Благодаря этому, главный герой - подросток - обрел неоднозначность характера, открыв для себя противоречия человеческого существования: любовь, борьбу, сомнение.
В 1956 году появилась вторая картина А. Вайды "Канал" - еще более цельная по содержанию и форме, где автор впервые обратился к теме Варшавского восстания, замалчиваемого все предыдущее десятилетие. На примере трагических историй любви молодых людей, утративших боевые позиции, загнанных в грязь и смрад городской канализации, режиссер создает экранную притчу о своем народе, брошенном Историей в подземелье собственной страны, но сопротивляющемся до конца.
В 1958 году А. Вайда снимает очередной фильм "Пепел и алмаз", ставший символическим заключением его первой своеобразной трилогии. (Позже он назовет эти картины "драмой в трех актах"). "Пепел и алмаз" поднимает тему бессмысленности братоубийственной борьбы, в которую вступают между собой поляки разных политических ориентации. Действие фильма разворачивается в провинциальном городке 8 мая 1945 года. Главный герой Мачек (боец Армии Краевой), отстаивающий идею независимой Полыны, противопоставлен коммунистической власти в лице Щуки, реконструирующей страну по модели СССР. Однако Вайда не создает политический памфлет. Он выстраивает сложный символико-метафорический образ отчаянной схватки человека с Историей. Печальный итог такого героизма выписан в пронзительно-экспрессивном финальном кадре: Мачек, корчась от боли, умирает в беспомощной эмбриональной позе на гигантской, почти "космической" свалке - современной Голгофе для вечно "распинаемого" мессии.
Трилогия Вайды насквозь пронизана романтическим реализмом, эмоциональным видением истории. Художественная природа этих картин обусловлена мощной драматической конструкцией, экспрессией изображения и звука. Режиссер нашел ряд выразительных пластических синонимов ценностям социального и индивидуального бытия: любовь, ненависть, героизм, смерть.
Другим лидером "школы польского фильма" в 50-е годы был Анджей Мунк (1921-1961), работавший в стиле провокационного гротеска. В первом фильме "Человек на распутье" (1956) режиссер проводит своеобразное следствие по делу о смерти старого железнодорожника, уволенного с работы с формулировкой "враг народа". Три свидетеля поочередно восстанавливают события. Умерший оказывается жертвой слепой доктрины. В 1957 году А. Мунк снимает свое самое значительное произведение - "Eroica", в котором в гротескной форме исследует абсурдность и иррациональность героизма, ибо люди, по определению автора, - лишь печальные статисты Истории. В этой двухчастной "героической симфонии" режиссер представляет спонтанный, биологический героизм (как средство агрессивной самозащиты) и героизм кастовый (по кодексу групповой чести).
В своем последнем фильме "Нулевое счастье" (1959) А. Мунк в жанре трагифарса разворачивает двадцать лет польской истории как серию унизительных приспособлений главного героя к очередной Власти. Первая генерация "школы польского фильма" в лице А. Вайды, А. Мунка, В. Хаса, Е. Кавалеровича в своих лентах запечатлела биографию поколения, юность которого совпала со Второй мировой войной. Их искусство - своеобразная исповедь - беспощадная, подчас жестокая, но искренняя. В лучших произведениях этих режиссеров конкретное историческое время восходит в универсальное, действующее "на все времена". Размышления авторов обретают обобщенный характер: судьба личности в ситуации особой социальной угрозы, судьба народа и история, природа подвига и патриотизма. История предстает у них как непредсказуемый и абсурдный механизм, который манипулирует человеком, не оставляя ему шанса распорядиться собственной судьбой и судьбой страны. Их анализ одновременно наивен и глубок, предельно эмоционален, романтически взволнован. Отсюда - экспрессивная поэтика фильмов с мощным метафорическим надтекстом. Произведения молодых режиссеров, отразив самые жгучие проблемы своего времени, вызвали огромный резонанс как в Европе, так и у себя на родине.
В начале 60-х годов в "школе польского фильма" наступает период "новой волны". На экранах появляются фильмы молодых режиссеров, которые не были связаны с войной личной памятью, но также искали правду о себе, анализируя моральные проблемы "реального социализма" на основе текущей жизни. Однако в стране наступало политическое "похолодание", в кинематографе усиливалась цензура, "неправильные" с идеологической точки зрения фильмы отправлялись на полку. Невозможность полноценного творческого высказывания о нравственных проблемах польского общества и гражданина, вынудила лидеров второй генерации "школы польского фильма" Р. Полянского, Е. Сколимовского - к эмиграции. На Западе они стали видными фигурами современного кинопроцесса.