Молодое японское кино

В середине 60-х жанр семейной драмы трансформируется в "современную драму". Переход на более широкое тематическое поле осуществило новое поколение японских режиссёров. "Молодое японское кино" выступило против архаизации образа страны и воплотило в себе эстетические тенденции общеевропейского экрана, связанные с бунтарскими мотивами "новой волны". Проблема самоидентификации героя – "кто я ?" стала центральной в фильмах Сэйдзюка Судзуки, Нагисы Осимы, Сёхэя Имамуры. Фундаментальные проблемы человеческого бытия: власть и манипуляция, свобода и одиночество, любовь и страдание,  рассматривались через призму сексуальных отношений мужчины и женщины.

Нагисе Осима (р. 1932) - типичный представитель японской "новой волны". Герои его фильмов характеризуются "преступным" поведением. Отвергая путь исправления, режиссёр ставит проблему права человека на бунт: стремясь к свободе, он неминуемо нарушает закон. С первых своих постановок ("Улица любви и надежды", 1959; "Захоронение солнца",1960; "Смертная казнь через повешение", 1968; "Дневник вора из Синдзюку", 1969) Осима проводит данную философию в жёсткой, а, порой, агрессивной манере. Так, в фильме "Повесть о жестокой юности" (1960) юноша вступает на преступный путь вымогательства, сознательно увлекая за собой свою подругу. Причём молодая пара не представлена ни жертвой общественного устройства, ни отважными бунтарями.

В 70-е годы Н. Осима снял нашумевшую дилогию "Коррида любви"(1976) и "Империя страсти"(1978). Сила страсти никогда не была доведена на экране до такого предела, за которым уже ничего не остаётся. Здесь любовь не является символом жизни, наоборот - становится олицетворением небытия. Она самодостаточна и конечна в своей всеразрушающей ( не всесокрушающей) силе.

Сёхэй Имамура (р. 1926) считается основоположником плебейско-прагматического стиля в японском кино. Его интерес сосредоточен на эпохе конца XIX - начала XX веков, когда японская деревня ещё сохраняла свой патриархальный уклад. Главным героем большинства лент Имамуры ("Японское насекомое", 1963; "Глубокая жажда богов", 1968; "Месть принадлежит нам",1979; "Легенда о Нараяме", 1983; "Чёрный дождь", 1989) является женщина, олицетворяющая жизнеспособность и жизнестойкость всей среды. Для Имамуры женщина - жрица старого, единого социального мироустройства, разрушение которого породило лишь более мелкие его ячейки - семьи. Но в этих семьях роль женщины осталась неизменной. В своих фильмах режиссёр воссоздаёт эту модель, во главе которой женщина-жрица - одновременно и ужасная, и прекрасная, ибо символизирует собирательный образ ценностей, раздавленных процессом модернизации японского общества.

Художественная специфика фильмов Имамуры опирается на принцип антонимичности: притяжение - отталкивание, любовь - ненависть. В своих первых лентах автор тяготел к однозначности, разделяя черты человеческого характера на положительные и отрицательные, прогрессивные и реакционные. Позже он приходит к анализу психологии низших сословий, а затем - рассматривает их как часть патриархальной среды и потому сосредоточивает свои творческие усилия на создании её целостного образа, где жизнь человека сливается с природой.

История кино

Главная Контакты
:: Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять. Г. Форд