Линдсей Андерсон

В творчестве Линдсея Андерсона (р. 1923), например, они разрослись до масштабов мстительного сарказма. Так, в фильме "Эта спортивная жизнь" (1962) режиссёр вскрывает природу жестокости, как цепной реакции. Общий для кинематографа "рассерженных" конфликт столкновение безысходно унылого обывательского существования и анархического бунта "жизненной силы" – тут разрешается трагически. Дружелюбные и привлекательные парни-рэгбисты калечат друг друга в азарте спортивной схватки. Таким образом, Л. Андерсон попытался преобразовать мотив "лишнего человека" в мотив "лишней энергии".

В следующей своей знаменитой картине "...если" (1969) режиссёр представляет бунт в колледже как результат неприятия тупого консерватизма. Здесь специфические способы воспитания британского национального характера автор сопоставляет с сатирическим социальным портретом, объединяя в лице студентов и их взрослых наставников начало и результат эволюции гражданина. И когда в финале взбунтовавшиеся ученики обрушивают шквальную стрельбу на праздничную процессию, состоящую из военных, профессоров, духовенства, они истерично пытаются разбить "зеркало", где уже угадываются их собственные черты.

В 1973 году Л. Андерсон снял фильм "О, счастливчик!" - своеобразную философскую басню о Кандиде XX века. Использовав в качестве сюжетного хода формулу Вольтера, английский режиссёр предложил свою вариацию тезиса "мир Запада - наилучший из миров". Едкая сатирическая тональность картины смоделировала своеобразный смысловой парафраз: "мир Запада - наилучший из мифов".

Апофеозом обличительного накала Л. Андерсона стала лента "Госпиталь Британия" (1982), само название которой является ядовитой характеристикой страны.

В целом, английское кино 70-х годов резко выделяется гротескными приёмами и обилием "чёрного юмора". Так, известный американский режиссёр С. Кубрик именно в Британии снял знаменитую картину "Механический апельсин" (1971) о тотальной жестокости как генетическом свойстве человека и, соответственно, - социума. Мастер эффектных живописно-пластических решений К. Рассел создал цикл фильмов ("Любители музыки", 1970; "Малер", 1974 и другие), где биографии мастеров искусства трактует в гротескной тональности. Но наиболее ярким свидетельством этой тенденции стали киноленты, снятые клоунской группой "Monty Python's": "За священною чашей" (1973), "Жизнь Браена" (1979), "Смысл жизни" (1983). Острый пародийный стиль здесь вплетается в эстетику абсурда.

80-е годы выдвинули новых лидеров - Д. Джармена, П. Гринуэя. Их кинематограф приобрёл огромную популярность в мире при том, что авторы избегали компромиссных художественных решений и сохраняли позицию аутсайдеров.

История кино

Главная Контакты
:: Трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды. Л. Вовенарг