Молодые рассерженные
В этот же период заявило о себе новое поколение режиссёров. На английском экране появилась серия фильмов, снятых группой "Свободное кино" при поддержке Британского киноинститута. Участники группы (Линдсей Андерсон, Тони Ричардсон, Карел Рейш, Джон Флетчер и др.) декларировали свою независимость от коммерческого кино и стремились отразить проблемы будничной жизни англичан. Их художественная программа выполнялась в течение четырёх лет под девизом - "Смотри на Англию". В 1958 году группа прекратила своё существование, лишившись финансовой поддержки Британского киноинститута. Однако лидеры – Т. Ричардсон, К. Рейш и Л. Андерсон – составили ядро нового направления, получившего название "молодые рассерженные". Их фильмы объединял обличительный пафос, направленный против установившихся норм мышления и социального поведения. Авторы подвергали резкой критике систему образования и религию, общественный прогресс и социальное неравенство, государственную мораль и духовные ценности. Герои картин "молодых рассерженных" всё отрицают: и старое, и новое. Их протест перерастает в анархический и обречённый на поражение бунт. Именно бунт стал и философией, и эстетикой, и главной темой "молодых рассерженных". В наиболее ярких своих картинах: "Оглянись во гневе", 1958; "Комедиант" 1961; "Одиночество бегуна на длинную дистанцию", 1962 (реж.Т. Ричардсон), "В субботу вечером, в воскресенье утром", 1960 (реж. К. Рейш) и других, Aвторы рассказывают о молодёжи, стремящейся вырваться из тисков общественного устройства, требующего покорности и полного повиновения. Представители нового творческого поколения британского кино уверенно следовали провозглашённому эстетическому принципу: доверие к действительности в сочетании с поэтическим откликом на предмет изображения. Стремясь сорвать пелену фальши с реальности, "молодые рассерженные" представили на экране образ "серой" Англии во всей её будничной неприкрашенности и богатстве человеческой жизнестойкости, обнаруженной в разломах официального фасада британского образа жизни. С течением времени в кинематографе "рассерженных" отчётливо проступили элементы сатиры.