Кино Великобритании

Кино Великобритании полвека сохраняло репутацию "дремлющего", "нерешительного". Подобные определения имели достаточно оснований. Недооценка нового искусства самими кинематографистами, их долгое противостояние с Голливудом сковывали развитие британского кино. Хотя его первые шаги были многообещающими. Например, именно англичанин Д. Смит в своих фильмах 1900 года ("Бабушкина лупа", "Что видно в телескоп") ввёл, по-сути впервые, серию крупных планов. Однако существенного значения своему открытию не придал.

В ряды ведущих кинематографических держав Англия вошла только в 30-е годы. Но, несмотря на рост кинопроизводства, эстетический уровень фильмов оставался посредственным. Режиссёрские приёмы представляли собой сумму заимствований из американских, французских и немецких картин. Так, Александр Корда, явно под влиянием творчества Э. Любича начал снимать костюмные фильмы: "Частная жизнь Генриха VII" (1933), "Частная жизнь Дон-Жуана" (1934), "Рембрандт" (1936).

Наиболее значимой фигурой этого времени в английском кино являлся Альфред Хичкок. Он дебютировал ещё в 1926 году картиной "Жилец", а к середине 30-х уже стал признанным мастером экранного детектива, перенеся в кино этот традиционный для английской литературы жанр. Причём А. Хичкок заимствовал манеру рассказов Честертона с характерной для них запутанной интригой и загадочной атмосферой действия. Творческим кредо режиссёра стал его собственный тезис: "Кинематографический сюжет - это жизнь, из которой изъяты все элементы скуки". Мастер сложной интриги А. Хичкок, умело обыгрывающий детали, привнёс в свои фильмы 30-х годов ("Человек, который слишком много знал", "39 шагов", "Леди исчезает" ) иронические, жанрово-пародийные элементы. Это достоинство исчезло из его американских картин после переезда в Голливуд в 1940 году. Там определяющим стал новый приём - саспенс по-Хичкоку, когда об опасности, подстерегающей героя, известно зрителю, и тот напряжённо ожидает, не попадётся ли в расставленные сети персонаж.

В 40-е годы британский кинематограф выдвинул новые режиссёрские имена: Хэмфри Дженнингс, Дэвид Лин, Кэрол Рид. Стремясь привнести в свои фильмы больше достоверности, они активно использовали приёмы документальной стилистики. Так, картина X. Дженнингса "Слушайте Британию" (1942) представляет собой попытку рассказать о войне с помощью симфонии звуков этого времени. Драматургической основой фильма Д. Лина "Короткая встреча" (1945) служит не событие, а смена настроений героев, разнообразные оттенки их чувств. А. Базен поставил эту картину в один ряд с лучшими произведениями итальянских неореалистов.

К. Рид в своей кинотрилогии ("Выбывший из игры", 1947; "Павший идол", 1948; "Третий человек" 1949;) заставил задуматься о судьбе личности в условиях "вывихнутой" эпохи. Его резкая манера киноповествования, сочетающая трагизм и иронию, лирику и гротеск, соответствовала ожиданиям зрителей послевоенного времени. Скептически настроенная и недовольная британская публика приветствовала жёстко критические фильмы, в том числе и выполненные в комедийном жанре картины Александра Маккендрика ("Виски в изобилии", 1949; "Человек в белом костюме", 1952 ). В середине 50-х Д. Лин, К. Рид, А. Маккендрик переехали в Голливуд, и посещаемость кинотеатров резко упала.


Кадр из фильма "Птицы", реж. А.Хичкок

История кино

Главная Контакты
:: Каждый служащий начинает со своего уровня компетентности, главное знать этот уровень. Mystery Shopping