Вим Вендерс

Самый поэтичный режиссер нового немецкого кино Вим Вендерс (р. 1945) дебютировал в 1971 году картиной "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом". Но уже в следующем фильме "Алиса в городах" (1973) Вендерс предстает сформировавшимся художником с собственной философской концепцией и оригинальным авторским стилем.

"Алиса в городах" - лиричное и искреннее повествование о сложном процессе сближения двух людей: тридцатилетнего журналиста и маленькой девочки. Волей обстоятельств молодой человек вынужден взять на себя роль то ли брата, то ли попечителя случайной попутчицы, оставленной матерью ему для присмотра. Совместное странствие по Европе двух чужых и очень далеких по возрасту людей открывает для обоих тихую радость человеческой дружбы. Расставание героев не провоцирует ни душевного надлома, ни громкого сожаления, ибо Вендерс толкует неизбежность одиночества, как закономерность человеческого существования. Поэтому его герои, в отличие от персонажей М. Антониони, И. Бергмана, Р.В. Фассбиндера, не только не страдают в своем кругу отчуждения, но даже и не пытаются из него вырваться.

Настоящей поэмой одиночества стала картина "В беге времени" (1977). Киномеханик и его внезапный попутчик (психолог) колесят по дорогам Германии. Грузовик - единственное пристанище героев. Здесь читают, работают, спят, принимают утренний туалет, размышляют, слушают музыку, иногда разговаривают. Большая часть времени проходит в молчании. У одного - это профессиональная "болезнь" шофера. У другого - результат пережитой семейной катастрофы. Два героя в бесконечном параллельном движении олицетворяют и сладость, и горечь одиночества. Их внешне объединяет интерьер автофургона, случайные люди, остро нуждающиеся в помощи, прошлое, ставшее личной Историей, и, наконец, сюжет самого фильма. Но все эти преходящие мгновения не изменят сущности их жизни - бесконечного скольжения в пространстве бытия.

Фильм "Париж, Техас" (1984) - по форме традиционная мелодрама, рассказывающая о том, как скитается по свету мужчина в поисках сбежавшей жены, но встретив ее и разрушив стену молчания, исчезает навсегда из ее жизни. Картина является очередной вариацией В. Вендерса на тему отчуждения. Молчание становится здесь определяющей метафорой девальвации слова в современном мире и, одновременно, - спасительного внутреннего самопознания.


В. Вендерс

История кино

Главная Контакты
:: Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять. Г. Форд