Новое шведское кино

В 60-е годы в шведский кинематограф пришло новое поколение режиссеров, сформировавших направление "нового шведского кино", для которого характерно максимально реалистическое изображение жизненных конфликтов при помощи документальных средств выразительности (репортажность, натуральная среда). Подобная стилистика была продиктована желанием молодых режиссеров противопоставить собственную художественную программу изысканной субъективно-психологической поэтике фильмов предыдущего поколения (и в первую очередь, Бергману). Поэтому ленты "нового шведского кино" отличались нарочитой заземленностью, будничностью тематики и безыскусностью экранного языка. Характерно, что наиболее яркие фигуры "нового шведского кино" (Видерберг, И. Доннер, В. Шеман) начинали свой творческий путь в кинокритике. Так, автор довольно резкой монографии о Бергмане И. Доннер (р. 1933) поставил фильм "Любить" (1964), в котором противопоставил бергмановской идее любви-ненависти концепцию любви как спасения от одиночества и патологических страхов. В. Шеман (р. 1924) снимал свои картины через призму биологизации социальной жизни. Господство секса и политики как тождественных явлений определяет стилистику его фильмов - "Моя сестра, моя любовь" (1966); "Я любопытна: желтый" и "Я любопытна: синий" (согласно цветам шведского государственного флага); "Пригоршни любви" (1974) и "Линус" (1979) (о социал-демократическом движении в Швеции начала XX века). Б.Видерберг (р. 1930), начав с малого реализма пролетарских предместий ("Детская коляска" (1962), "Привет, Роланд!" (1966)), постепенно подошел к широкой проблематике больших социальных потрясений ("Адален 31", "Джо Хилл").

В 70-е годы в шведском кино заявила о себе большая группа режиссеров-женщин - С. Остен, Г. Линдблум, И. Хельнер. Постановками занялись и выдающиеся (бергмановские) актрисы: И. Тулин ("Расколотое небо"), Л. Ульманн ("Исповедальные беседы").


В. Шеман

История кино

Главная Контакты
:: Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи