Шведское кино
По окончании Второй мировой войны сразу начался ренессанс шведского кино. Кинематографисты примкнули к общехудожественному течению фюртиотализма, которое сформировалось как творческий протест молодых художников и литераторов против социального неравенства. Однако в отличие от традиционной платформы социального реализма, шведский фюртиотализм был в значительной мере пропитан философией экзистенциализма.
Экранным манифестом фюртиотализма стала лента А. Шеберга "Травля" (1945). Исследование конфликта личности и общества Шеберг продолжил и в начале 50-х годов в своих фильмах-экранизациях. "Просто мать" (1951) - адаптация стриндберговской "Госпожи Юлии" - вибрирует напряженным внутренним мелодраматизмом. В атмосфере короткого, нервного скандинавского лета аристократка вступала в любовную связь с лакеем, а затем заканчивала жизнь самоубийством. Однако не собственно интрига является в картине главной, а способ художественного исследования психологических причин, приведших к трагической развязке. Параллельно с традиционным приемом чередования эпизодов настоящего времени и воспоминаний героини, Шеберг иногда соединяет в одном кадре образы прошлого и сиюминутного. Так, героиня, сидя в кресле, рассказывает о своем детстве, а на втором плане она сама, будучи еще девочкой, проходит с матерью через комнату. Подобное пластическое решение придает эмоциональность изображению. А. Шеберг продолжил поиск своеобразных эстетических приемов в фильмах "Отец", "Судья" и др.
Кадр из фильма «Фрёкен Юлия». Реж. А. Шёберг. 1951.