Первый этап творчества
Первый этап творчества Ф. Феллини ограничивается семью годами (1951-1957), когда, по мнению П.П. Пазолини, сформировалась поэтика "индивидуального реализма", то есть реализма отдельного человеческого существа - одинокого, затерянного, отчаявшегося и радующегося в загадочном и непонятном мире. "Реальная действительность Феллини - это таинственный мир, или ужасающе враждебный, или невероятно сладостный. И человек у Феллини - это столь же загадочное создание, которое живет, отдавшись на милость этому ужасу и этой сладостности". Таковыми персонажами являются и Джельсомина из фильма "Дорога" (1954), и Кабирия из картины "Ночи Кабирии" (1957).
"Дорога" с первых кадров опровергала ожидания тех, кто собирался увидеть в ней репортаж из жизни бродячих клоунов. Описал тут Феллини холодный мир, в котором люди существуют бесконечно далеко друг от друга и парадоксальным образом умудряются усиливать свое одиночество: "Прежде всего необходимо научиться такой простой вещи, как сосуществование одного человека рядом с другим". Грозный силач Дзампано, разрывающий цепи своими мускулами, не в состоянии разрушить тончайшую стену отчуждения между ним и маленькой неказистой, беззаветно преданной Джельсоминой. Напротив, душевное послание хрупкой девушки столь мощное, что по истечении многих лет мелодия, которую она сочинила, не только живет после смерти клоунессы, но вытесняет из глаз Дзампано первые человеческие слезы.
Еще более заострил образ "мира без любви" режиссер в фильме "Ночи Кабирии". Смешная и трогательная проститутка Кабирия – единственное существо среди многочисленных персонажей социального верха и низа, которая хотела бы любить и жить для любви. Но всякий раз искренность ее чувств становится залогом жестокого обмана. Однако в состоянии полного краха, безысходности и пустоты душа героини оставляет свидетельства своей необоримости. Так, в последнем кадре фильма бездомная и одинокая Кабирия, давясь слезами, бредет по ночной дороге в никуда ... и, тем не менее, одаривает зрителя своей улыбкой - простым и мудрым посланием от одного человека к другому.
В фильме "Ночи Кабирии" отчетливо проступила тенденция соединения естественных человеческих чувств с искусственными театральными формами: театрализация внутрикадрового пространства; комический чашшновский контрапункт (оборванец в роскошном доме, наивный человек на сверхопасной территории и т.д.). Кроме того, в картине очевидно ослабление причинно-следственных связей между эпизодами – повествование носит новеллистический характер, когда сюжет представляет собой избранные главы из жизни немножко сумасшедшей и немножко святой героини.