"Blow up"

Развернув тему неопределенности человеческих чувств в масштабе драмы отдельного персонажа, режиссер направился вглубь проблемы: определенности бытия. Этот этап творчества мастера - экзистенциальный реализм - открывается фильмом "Blow up"(1967), в котором М. Антониони целиком переходит от визуально-звукового описания отчуждения к художественно-символической его интерпретации.

Главный герой фильма - фотограф - случайно снимает в парке влюбленную пару. Заинтригованный волнением сфотографированной девушки, которая настойчиво требовала негатив, герой, максимально увеличив кадры, обнаруживает следы преступления. В подтверждение своей догадке он находит в вечернем парке мертвое тело сфотографированного мужчины. А возвратившись домой, обнаруживает, что негатив и все снимки бесследно исчезли из лаборатории. После блуждания по ночным клубам, герой снова направляется к месту происшествия, однако не обнаруживает никаких примет случившегося.

М. Антониони сочиняет не историю из жизни фотографа, а экранный текст, смысл и структура которого определяются на абстрактном уровне. Семиотика "Blow up" (фотоувеличение) буквально базируется на фотоувеличении. Оно представлено в различных ипостасях: как технологический процесс и как центральный художественный образ, воплощается в крупных компонентах произведения (сюжет, композиция, персонажи) и мелких малозаметных элементах интерьеров, костюмов, цифр.

Увеличение фотографий, снятых в парке, составляет главную часть фильма. Выбирая отдельные детали из общей композиции кадра, увеличивая их и сопоставляя, герой слагает фотоновеллу, которая сначалa демонстрирует "счастливый финал" идиллической сцены в парке, а затем опровергает его, проявляя трагический смысл произошедшего. Таким образом, М. Антониони снова отстаивает экзистенциальный тезис: ничто не есть только тем, за что себя выдает. Исходя из этого принципа, режиссер выстраивает в фильме сложную систему опровержений, которая становится эквивалентом псевдореальности, где легко замещаются негатив и позитив, истина и фальшивка. В таком случае способно ли искусство отражать объективный характер бытия, или творческий процесс - это лишь субъективная интерпретация внешних событий? Свое художественное исследование данной проблемы Антониони не случайно предпринимает через фотографа, творческая деятельность которого опосредована техническим инструментом. Аппарат (точнее - объектив) предназначен способствовать объективизации реальности. Фотограф уверен, что снимает идиллическую сцену в парке. В момент фотографирования - собственно творчества - он фиксирует на пленку влюбленную пару. Однако в процессе интерпретации: "расщепления" и новой сборки кадров, герой открывает сущность сцены и третьего ее участника (убийцу), который прячется в кустах.

Эффект "расщепления" (демонтажа) срабатывает и на уровне персонажей, каждый из которых обретает вес только в общей совокупности. "Дело доходит до интерперсонажа, значительно более полезного для анализа, чем предыдущее мифическое понимание индивидуальности характера". Интерперсонаж "Blow up" - фотограф. Прямо или косвенно, формально или, по сути, он спроецирован на все окружение, что обеспечивает устойчивый зеркальный эффект. На принципе взаимоотражения базируется и композиция картины. Смысловые и фабульные узлы размещены симметрично по обеим сторонам "границы" - кульминации (процесс фотоувеличения снимков), которая рассекает фильм на две крупные части. В первой - постепенное развертывание, кристаллизация, дешифровка событий и смыслов. Во второй - их стремительное "свертывание".

История кино

Главная Контакты
:: Предвидеть - значит управлять. Б. Паскаль