Лукино Висконти "Рокко и его братья"
В 50-х годах Висконти начал отдаляться от эстетики неореализма. Однако точка была поставлена лишь в 1960 году картиной "Рокко и его братья". Сюжет киноромана воплощает тяжелый процесс адаптации крестьянской семьи в Милане. Но социальный контекст здесь слабо обозначен, ибо режиссер снова сосредоточивает внимание на центробежном характере внутрисемейных отношений. Пятиактовая композиция фильма подчеркивает обособленность героев - каждая часть названа именем одного из братьев. Причина распада этой по сути патриархальной семьи кроется не столько в экономических обстоятельствах, сколько в фатальной закономерности бытия: человек противостоит собственной судьбе пока хватает физических и душевных сил. Боксерский ринг - не просто рабочая площадка для Рокко и его брата Симонэ, но прозрачная аллегория сущности жизни. Осмотрительность и умение держать удар не гарантируют от нокаута.
Драматические импульсы фильму придают и сложные сюжетные перипетии, и изобразительная стилистика, и мастерство актеров. Строгость экранного повествования поддерживается графической ясностью внутри кадровых композиций. И только кульминационные моменты характеризуются неожиданным взрывом пластической экспрессии.
Основное трио персонажей Рокко, Надя, Симонэ - воплотили на экране соответственно Л. Делон, А. Жирардо, Р. Сальваторе. В то время они не были известными исполнителями. Именно режиссерский талант Висконти поднял актеров до настоящих соавторов фильма. Яркий дебют на европейском экране стал для них мощным профессиональным трамплином.
Картина "Рокко и его братья" подытожила важную часть творчества Л. Висконти. Он держался в группе неореалистов и во время его "чистых" форм, и в период "порозовения". Этот выдающийся режиссер сочинил пролог ("Наваждение") и перевернул последнюю страницу ("Рокко и его братья") триумфальной истории нового художественного направления - неореализма. Поэтика обнаженной правды, стремящаяся освободиться от всех видов художественной условности, постепенно исчерпала свой эстетический ресурс. Лукино Висконти одним из первых ощутил необходимость кардинальной смены экранного языка. Достигнув предела натуральности в фильме "Земля дрожит", режиссер обратился к опыту сверхусловного театрального зрелища.
Авторскую формулу Л. Висконти итальянские критики определяют как "опера смерти". Оперность (высокое зрелище) придала его фильмам не просто мощный импульс театральности, но стала базовым принципом киностиля. В своих лучших произведениях итальянский режиссер воплотил мечту Р. Вагнера, гармонично соединив драму, изображение, музыку, архитектуру. Накал страстей, разрушающий человека, эпоху, культуру, обрамлен у Висконти масштабной декоративностью, словно живописное полотно позолоченным багетом.