Лукино Висконти "Земля дрожит","Самая красивая"
В 1948 году появляется картина Висконти "Земля дрожит", которая, наряду с другими фильмами, ознаменовала кульминацию неореализма. В центре сюжета - бедная семья рыбаков, которая пытается выпутаться из нищеты, однако все попытки самостоятельного бизнеса терпят крах. Одновременно распадаются внутренние семейные связи. Висконти снимал ленту на Сицилии в старом рыбацком поселке. В роли актеров выступали местные жители. На премьере фильма знатоков поразила пластическая выразительность картины: динамичные композиции кадров, трагическая напряженность пейзажей, изобразительная сила света и тени. Именно уникальный синтез суровой хроникальности жизни и поэтической силы изображения выдвинули это произведение на авансцену итальянского киноискусства. В фильме "Земля дрожит" впервые проступили стилеобразующие черты авторского почерка Висконти. Полифоничная драматургическая структура со множеством лейтмотивов требовала крупной повествовательной формы (около трех часов). Неторопливость экранной наррации (повествования) придавала действию ритм реальной жизни и достигалась с помощью длинных монтажных планов. Организовав внутрикадровое движение кинокамеры, режиссер заставил ее внимательно вглядываться не только в лица, но и в предметы, объединяя в единой динамичной композиции различные, порой несоразмерные элементы.
Следующий фильм Висконти "Самая красивая" (1951) явился компромиссным шагом. Сюжет, предложенный продюсером, не соответствовал эпическому масштабу кинематографа режиссера. Он согласился на постановку этой грустной комедии в духе "розового неореализма" только потому, что на главную роль была приглашена Анна Маньяни. Режиссер предоставил актрисе "играть себя" в предложенных драматических обстоятельствах.