Итальянское кино Лукино Висконти
Однако безусловным лидером мирового киноискусства в 50-60-е годы оставалось итальянское кино. В этот короткий период оно достигает расцвета за счет творчества трех выдающихся мастеров.
Лукино Висконти (1906-1976) создал собственный стиль в киноискусстве с титаническим размахом. Будто ваятель, он "высек" на экране многофигурные композиции, через которые развернул трагические семейные саги. И, словно композитор, сочинил реквием на смерть аристократизма. Трагедийный пафос, живописно-пластическая утонченность его произведений обозначили место Л. Висконти среди "протагонистов (главных действующих лиц, лидеров) культуры". Масштаб его творческой личности определили два потока времени: собственно период творчества - 40-70-е годы и прошедшие исторические эпохи, нашедшие отражение в литературе, музыке, драматургии. Элитарное воспитание и образование (Висконти - потомок древнего герцогского рода) сделали его утонченным ценителем красоты и гармонии, которые обусловили главные принципы киноэстетики итальянского мастера. В 1943 году итальянский неореализм "произнес" свое первое веское слово. И слово это было от Л.Висконти. Фильм "Наваждение" (1943) противопоставил бутафорски-благополучным фильмам эпохи Муссолини неожиданно горькую драму беззащитного человека. Герои фильма Джованна и Джино пытаются преодолеть горечь и пустоту провинциальной жизни через взаимное чувство. Однако Джованна замужем. Это обстоятельство подталкивает влюбленную пару на кровавый шаг: они провоцируют автомобильную катастрофу, в результате которой гибнет муж Джованны. Одновременно герои утрачивают искренность и теплоту взаимоотношений. Тем не менее, судьба дарит им еще один шанс: примирившиеся влюбленные решают поискать более счастливое место для жизни ... Но их автомобиль летит под откос. Этот довольно витиеватый сюжет спроецирован на серый однообразный пейзаж. Натурой послужила долина реки По с ее вечной сыростью и туманами. В работе над "Наваждением" Л.Висконти понял, что "человеческое существо... является тем единственным "предметом", который наполняет собой кадр. Самый простой жест, шаг человека, импульсы и вибрация, которые от него исходят, способны придать поэзию и трепетность предметам, его окружающим".
Л.Висконти