Итальянская киношкола 40-х годов

Самым значительным явлением в области мирового киноискусства в начале 40-х годов стало возникновение и бурное развитие итальянской киношколы на базе художественного направления, позже получившего определение "неореализм".

В конце 30-х годов официальный кинематограф под покровительством Муссолини выпускал довольно однообразную экранную продукцию по трем жанрово-тематическим направлениям: милитаристские фильмы, воспевавшие войну; "фильмы белых телефонов" - салонные мелодрамы и комедии из жизни высшего света; костюмные фильмы о прошлом Древнего Рима.

Пассивное сопротивление государственной цензуре оказывало, так называемое, "направление каллиграфистов". Эти эстетствующие интеллигенты упорно уходили от окружающей действительности и предпочитали экранизировать классическую литературу, занимаясь поиском изысканных форм. Прямое творческое сопротивление формировалось в среде студентов Римского экспериментального киноцентра, который осуществлял подготовку режиссеров, операторов, актеров. Выпускники киноцентра к началу 40-х годов, не имея финансовых возможностей для съемки фильмов, активно занялись кинокритикой. На страницах журналов "Кино" и "Белое-черное" они подвергали жесткому анализу продукцию официозного кино и подготовили теоретическую почву для возникновения неореализма. Подъем антифашистского движения в 1943 году сопровождался созданием первых фильмов в новой манере. "Наваждение" (1943) Л. Висконти - мелодраматическая история с многочисленными сюжетными изгибами. Режиссер впервые показал на экране не "экспортную" туристическую "страну солнца и песен", а серую жизнь итальянской провинции. Благодаря "Наваждению" в итальянском кино появился новый мотив дороги, выжженной солнцем, пыльной, тоскливой, по которой бредет герой в поисках себя. "Дети смотрят на нас" (1943) В. де Сика - попытка показать процесс распада буржуазной семьи, увиденной глазами ребенка. Молодая критика восторженно встретила этот фильм, назвав его "призывом к совести, правдивым документом, в котором фашизм, его риторика, его "достижения" и его лживая мораль откровенно игнорировались".

Третий фильм-провозвестник "Прогулка в облаках" А.Блазетга - лирическая комедия, основанная на искренних чувствах и поступках героев, движимых обычным человеческим состраданием к случайной попутчице. Эта лента была прямым противопоставлением лицемерным взаимоотношениям социальных "верхов".

История кино

Главная Контакты
:: Пришел, увидел, победил. Цезарь