Поэтический реализм Марселя Карне

Безусловным лидером французского поэтического реализма, соединившим в своих фильмах простоту и ясность повествования с изысканностью изображения, является Марсель Карне (1909-1997). Первый огромный успех режиссера связан с выходом картины "Набережная туманов" (1938). Преследуемый полицией дезертир Жан и несчастная потерянная Нелли переживают короткие минуты счастья в номере грязной портовой гостиницы. Из маленького окна они с надеждой смотрят на корабль, на котором герой должен уплыть в безопасную страну. Это судно, поблескивая на солнце и "прорываясь" сквозь туманную мглу, олицетворяет для влюбленных реальность мечты о счастливой и спокойной жизни. Однако напрасной оказывается попытка вырваться из замкнутого круга - корабль уходит из порта без пассажиров. Фильм был снят в павильоне, и портовый город, где происходят события, был плодом поэтического воображения авторов, а подлинность жизненных реалий обманчива. Два года спустя, когда Франция была оккупирована, М. Карне упрекали в том, что пессимизм картины "Набережная туманов" заразил французов разрушительным скептицизмом. В ответ режиссер написал: "Искусство кино - это зеркало эпохи, в которой мы живем, ее характерные черты: беспокойство и потерянность". После "Набережной туманов" конструкцию фильмов Карне стали называть архитектурной. В них все было точно рассчитано - композиция каждого кадра, значение каждого слова, монтажный ритм.

В 1939 году Карне снял картину "День начинается", где реальность также оборачивается поэтическим созерцанием, величественной картиной страдающего человечества. Свои последующие ленты режиссер снял в период фашистской оккупации и смог в них противостоять общему упадку французской культуры. В фильме "Вечерние посетители" (1942) аллегорическое олицетворяет идею сопротивления, противостояния силой духа.

Высшим художественным достижением М. Карне, образцом его творческого стиля и своеобразным итоговым манифестом французского поэтического реализма явился фильм "Дети райка" (1944). Произведение воплощает собой изысканную зрелищность, одухотворенность фактуры, поэзию чувств. Париж 30-х годов XIX века раскрывается перед зрителем как увлекательный и таинственный мир. Главная героиня фильма - красавица Горанс, в которую влюблены все: актер-мим, неудачливый писатель, вор, крупный чиновник и миллионер. Но сердце девушки отдано площадному актеру-миму. Однако, как во всякой романтической истории, герои вынуждены расстаться. Эпизод их прощальной встречи после нескольких лет разлуки, когда Горанс стала богатой дамой, а мим - известным актером, помещен режиссером в контекст карнавала. Женщина удаляется, растворяясь в праздничной шумной толпе, а мим в своем отчаянном порывистом преследовании "увязает" в плотном хороводе масок: жизнь как театр. Карне создал пышный экранный дивертисмент, сочетая мелодраму, возвышенный романтизм, пантомиму со сценами из реальной жизни (народные театры, турецкие бани, воровские притоны). "Дети райка" - это образец такого стиля, где занимательная интрига сочетается с изяществом изображения. "Лебединой песней черно-белого кино" назовет этот фильм впоследствии итальянский режиссер М.Антониони

Для жителей разоренной войной Мироны кинематограф М. Карне поистине был сном наяву, спасительным воспоминанием чуда жизни, иллюзией, более желанной, чем реальность.

В рамках французского реализма были созданы фильмы утонченной стилистики, объединяющей прекрасное с невероятным. Все слагаемые кинематографической образности: изображение, звук, и каждый кадр в целом были насыщены поэзией. Следует лишь еще отметить ведущую роль, Ж. Препера сценариста основных фильмов М. Карие.

История кино

Главная Контакты
:: Трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды. Л. Вовенарг