Кинематограф США на рубеже 30-40-х годов
В кинематографе США на рубеже 30-40-х годов появилась серия политических фильмов, обличавших нацизм. Апогеем этого течения стал фильм Ч.Чаплина "Великий диктатор" (1940). Картина выстроена на фарсовом сопоставлении двух персонажей - еврейского парикмахера Чарли и диктатора-антисемита Аденоида Хинкеля, которые внешне абсолютно схожи. Множество непредвиденных событий и недоразумений достигают кульминации в финальной сцене, когда парикмахер, одетый в мундир диктатора, обращается к многотысячной толпе с призывом к миру и любви к ближнему своему. "Великий диктатор" стал для Чаплина прощанием с немым кино. Роль парикмахера он исполнял в традициях пантомимы, а в роли диктатора - "заливал" экран монологическим потоком.
В 1941 году в Америке появился поистине новаторский и важный для эстетики киноискусства фильм О.Уэллса "Гражданин Кейн". Это история газетного магната, который, умирая, обронил фразу "бутон розы". Газетный репортер, пытаясь разгадать тайну затворнической жизни миллионера, беседует с четырьмя людьми, близко знавшими покойного. Однако чем больше вскрывается фактов и нюансов биографии героя, тем более расплывчатой, неопределенной становится его персона. Фильм лишен хронологической последовательности - это свободное парение во времени, варьирование одних и тех же эпизодов с различных точек зрения и бесконечное ускользание истины. "Роль этого фильма в развитии техники экранного повествования можно сравнить только с переломом, который произвел Пруст в литературе", - считает польский киноисторик Е.Теплиц.
О.Уэллс
О.Уэллс "Гражданин Кейн"