Немецкое кино 30-х годов

Ситуацию в немецком кино 30-х годов можно проиллюстрировать на примере произведений выдающегося режиссера Ланга творческая судьба которого завершилась благополучно, ибо он успел эмигрировать из нацистской Германии. В 1931 году Ланг поставил фильм "М". История создания фильма имеет специфические особенности в контексте тоталитарной эпохи. Первоначально режиссер предполагал назвать картину "Убийцы среди нас". Но к его продюсеру обратился эмиссар нацистской партии и предупредил, что фильм под этим названием не появится на экране. После того как были получены разъяснения о содержании и героях будущей ленты, а также изменено заглавие, работа над фильмом возобновилась. Сюжет был написан на основе уголовной хроники по материалам судебного процесса о детоубийце. Однако режиссер отклонился от классической схемы полицейскою фильма, в результате чего образ преступника обрел драматические и даже трагические черты: он одинок, он психически болен, он преследуем полицией и одновременно - своими, которые также стремятся его "обезвредить". Таким образом, пал; трансформировался в жертву. Фильм "М" получился гораздо более сложный по теме и предвещал надвижение морального кризиса в немецком обществе. Главным эстетическим достоинством фильма стало сочетание изображения и звука по принципу контрапункта. Так, когда "загнанный" герой прячется от преследователей в подворотнях темных улиц и холодных подвалах, звуковой доминантой выступает "грохот" сердцебиения.

В 1933 году Геббельс предложил Ф. Лангу портфель министра кинематографии. Режиссер, пообещав подумать, собрал материал конченного фильма "Завещание доктора Мабузе" и уехал во Францию, а затем в США эта картина, с одной стороны, стала логическим продолжением ленты "Доктор Мабузе - игрок" (1923), а с другой, - несла в себе (в завуалиронаииой форме) идеи политического характера и даже политические сопоставления. Пирамиду героев фильма венчает Мабузе. Формально он пациент клиники для душевнобольных, но фактически - злой демон, который раскручивает мо лох террора, ретранслируя свои безумные идеи через врача клиники - профессора Баума. Убийства, поджоги, катастрофы, наслаиваясь и нагромождаясь, вот-вот приведут ко всеобщему хаосу, но разоблачение Баума останавливает эту тенденцию. "Я хотел обнажить в своем фильме замаскированную нацистскую теорию уничтожения всего, что ценно для народа... Когда все рушится, и люди погружены в отчаяние, тогда гитлеровцы пытаются спасать общество с помощью своего "нового порядка".


Кадр из фильма «М». 1931. Режиссёр Ф. Ланг.

История кино

Главная Контакты
:: Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять. Г. Форд