"Александр Невский"
Следующая лента Эйзенштейна вышла на экраны в 1938 году, была удостоена Государственной премии и многочисленных хвалебных отзывов. Однако с художественной точки зрения, "Александр Невский" - наименее убедительное экранное произведение выдающегося режиссера. Открыто бутафорская природа картины совершенно не соответствовала стилистической концепции драмы-хроники, которую развивал в своем предыдущем творчестве С.Эйзенштейн. Композиции кадров утратили свою рельефность: ни острых ракурсов, ни контрастного освещения, ни выразительных деталей. Фронтально выстроенные мизансцены, преобладание маловыразительных средних планов, бравурность актерских интонаций, условно-сказочные костюмы - все это придает экранному зрелищу лишь оперную декоративность и ... не совпадает с музыкальной экспрессией С.Прокофьева. Музыкальные темы настолько самодостаточны в своей выразительности, что не нуждаются в изображении. Например, в наиболее яркой сцене ледового побоища складывается ощущение, что не композитор иллюстрирует эпизоды, а наоборот - режиссер иллюстрирует музыкальные темы. Хотя в процессе создания фильма Прокофьев решал прикладную задачу - после просмотра смонтированных отрывков сочинял к ним музыку. Доказательством этой неожиданной звуковизуальной несовместимости стал тот факт, что музыка С. Прокофьева очень быстро обрела статус самостоятельного художественного произведения в виде кантаты "Александр Невский".
Думается, что фильм С. Эйзенштейна "Александр Невский" был вынужденным компромиссом мастера с властью. В случае неприятия и этой картины режиссер как минимум был бы лишен возможности работать в кино.
«Александр Невский», режиссер Сергей Эйзенштейн