С. Эйзенштейна "Бежин луг"
В советском кино этого периода наиболее показательны в своем сопоставлении три последних картины С. Эйзенштейна. "Бежин луг" - редкий в кинематографе пример, когда фильм имеет две даты рождения (1935; 1937). В основе сюжета - интерпретация истории Павлика Морозова, причем авторы целиком сохранили идеологическую формулу. Тем не менее, художественный совет картину не принял в 1935 году. Эйзенштейн переработал фильм целиком, сменив исполнителя роли отца-кулака и придав этому образу более агрессивные черты. Однако на этот раз (в 1937 г.) картина была не просто отклонена, но казнена: изображение с пленки смыли. И только благодаря монтажеру сохранилось большое количество кадров, которые в 60-е годы были смонтированы в фотофильм (изображение статично), позволяющий судить как о художественном уровне "Бежина луга", так и о причинах его запрета. По сути Эйзенштейн переместил конфликт произведения из социальной плоскости в философскую, что придало нссм образам более глубокое измерение.
Гланиый герой Степок выписан в духе "луча света в темном царстве": белокурый мальчик с вечно вздыбленной челкой и в неизменно белой рубашке существует в затхлом мрачном мире отца как посланник новой светлой жизни. Видимо, этот ангельский ореол персонажа и его "неадекватные" действия, определившие метафорическую суть картины, не позволяли превратить "Бежин луг" в киноплакат.
Конфликт фильма складывается из трех этапов противостояния, и всякий раз разрешается через образ Степка, который снимает напряжение, не позволяя враждующим сторонам сцепиться в жестокой схватке. В кульминационном эпизоде смертельно раненый Степок, выхватив ружье из рук отца, не совершает ответный выстрел, а забрасывает оружие в рожь и сам падает навзничь. Столь настойчивое и мудрое "непротивление злу насилием" со стороны мальчика-подростка, прописанное Эйзенштейном в качестве символического надтекста фильма, со всей убедительностью приводит зрителя к христианскому выводу - не убий!
Фильм "Бежин луг" с традиционной для С.Эйзенштейна экспрессивностью киноязыка мог стать выдающимся произведением советского мастера, сопоставимым с "Броненосцем "Потемкиным". Художественная сила и неоднозначность образного строя картины вскрывала трагическую суть социалистической эпохи, в которой господствовала не мораль, но идеология. Это и предрешило судьбу фильма "Бежин луг".