Группа ФЭКС

Поиском "абсолютно новой" формы были одержимы молодые ленинградские режиссеры, объединившиеся в группу ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). В 1922 г. они обнародовали свой манифест "Эксцентризм", где изложили пять основных принципов, базировавшихся на пяти отрицаниях - отрицание прошлого, старого, неподвижного, отрицание высокой ("буржуазной") культуры и всяческих авторитетов. Таким образом, ФЭКС (Г. Козинцев, Л. Трауберг, С.Юткевич и др.) провозгласили главными эстетическими принципами кино клоунаду, спонтанность, карнавализацию. Рассматривая фильм как монтаж трюков, как способ тиражирования штампов (стереотипов), они пошли путем реабилитации "чистых жанров" и массовой культуры: "Искусство без большой буквы, пьедестала и фигового листка... Бульнар несет революцию в искусство!".

Первоначально ФЭКСы реализовывали свои идеи в театре. В 1922 г. они "рассказывают навыворот" "Женитьбу" Гоголя. Причем постановку осуществили за два дня: первый акт репетировали накануне премьеры, второй - перед началом спектакля, пока публика собиралась в фойе, третий - в антракте.

В 1924 г. на экранах появился первый фильм ФЭКС - "Похождения Октябрины" - эксцентрическая комедия-шарж. Этот короткий фильм - своеобразная развернутая реклама 20-х годов. В относительное подобие интриги здесь собраны рекламные лозунги, агитационные и пропагандистские штампы. Например, в одном из эпизодов совершается ограбление при помощи магнита, к которому прилипает сейф, рекламируется самый сильный в мире магнит. Или, поезда, натолкнувшись на резиновый мячик, разлетаются вдребезги, "рекламируя" самую высококачественную резину.

Наиболее значительным кинопроизведением ФЭКС стал фильм "Шинель" (1926). Здесь гоголевский сюжет "аранжируется" по мелодраматическому канону с вплетением криминальной интриги. Картина состоит из двух частей: первая - "интрижная" (нравственное падение Акакия в связи с любовью к роковой красавице); вторая -"шинельная" (история гибели Акакия в связи со страстью к Шинели). Изображение в кадре приближается к экспрессионисткой стилистике: контрастное освещение резко выделяет из полумрака отдельные предметы, которые участвуют в действии наравне с актерами (например, шинель сама движется и замещает Акакия). Пластика исполнителей деформирована и эксцентрична.

Интересной пробой оказался фильм ФЭКС "Новый Вавилон" (1929) - о героизме и упадке Парижской Коммуны. Ни судьбы фиктивных персонажей, ни карнавальная драматургия исторических приключений не затмили-колорит и атмосферу фильма, стилизованную оператором Москвиным в духе импрессионистической живописи Дега, Мане, Ренуара.

Советское кино 20-х годов, будучи жестко ограниченным тематически и идеологически, тем не менее характеризуется богатым разнообразием художественных стилей и жанров. Многочисленные открытия молодых режиссеров в области монтажа позволили кинематографу обрести статус полноценного искусства.

История кино

Главная Контакты
:: Бизнес - это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. - М. Амстердам