Л. Кулешов
Л. Кулешов (1899-1970) явился продолжателем бауэровской традиции в российском кино. Фильм он рассматривал как искусство представления для массовой аудитории. В этой связи особенно показательна его лента "Приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) как с точки зрения популярного жанра (приключенческого), так и с точки зрения актерского исполнения с утрированной жестикуляцией и фиксацией заостренного пластического рисунка. Динамичный сюжет, множество эксцентрических эпизодов, быстрый монтаж определяют игривую легкость этой картины, которая и сегодня способна увлечь зрителя. Значительно более сложной поэтикой обладает фильм "Великий утешитель" (1932), где Кулешов объединил в трагикомической тональности реальность жизни с реальностью вымысла. Двухмерная композиция фильма, высокая изобразительная культура, слаженность актерского ансамбля позволили режиссеру создать утонченное кинопроизведснис - лучшее в его творческой биографии. Тем не менее, Л.Кулеиюи вошел в мировой кинематографический контекст прежде всего как теоретик монтажа. Дефиниция "эффект Кулешова" прочно отождествляется с базовой концепцией монтажного искусства: в зависимости от последующего кадра изменяется смысловое значение предыдущего. Кулешов не был первооткрывателем монтажных приемов, но он предложил четкую систему доказательств, подтверждающих "сборный" характер кинематографических образов. В своих экранных этюдах "Творимая женщина", "Творимое пространство" режиссер обнажил художественную сущность кино, когда посредством соединения кадров, запечатлевших элементы различных статисток (силуэт, кисти рук, шаги, лицо) создавал, например, достоверный образ женщины, никогда в реальности не существовавшей.
«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», режиссер Лев Кулешов