Сюрреализм во французском кинематографе

Продуктивным авангардистским направлением явился сюрреализм. Первый фильм, который был объявлен открыто сюррелистическим, назывался "Раковина и священник" (режиссер Ж. Дю-лак). Однако картину не приняли из-за наивно-поэтической интерпретации фрейдистских символов ни ценители авангардистского искусства, ни автор сценария А. Арто.Истинные же шедевры французского сюрреализма создали иностранцы, работавшие в 20-е годы в Париже. Американский фотограф Ман Рей стал родоначальником так называемого спокойного сюрреализма. Его фильмы ("Морская звезда", "Тайны замка Де" и др.) -это поток живописных фотографических видений.

Основателем резкого (жесткого) сюрреализма явился испанский режиссер Луис Бунюэль, который в сотрудничестве с Сальвадором Дали снял две картины, считающиеся классическими образцами этой эстетики - "Андалузский пес" (1928) и "Золотой век" (1930)."Андалузский пес" вызвал бурю споров, протестов и восторгов. Родившись из двух снов - Бунюэля и Дали, - фильм, тем не менее, не стал "толкованием сновидений". Другое дело - художественная структура картины, отражающая природу сна. Образы реальные и причудливые переплетаются на экране вне логики причинно-следственных связей, ибо авторы пытаются установить контакт со зрителем не на рациональном, а на первородном уровне ощущений. В этом смысле весьма характерен кадр, запечатлевший ладонь с дырой, из которой выползают муравьи. Образ нацелен прямо в подсознание зрителя: если в венах человека вместо бесшумно перетекающей крови хаотично "толкутся" муравьи и соответственно порождают непрекращающийся зуд, то подобное состояние непреодолимого внутреннего дискомфорта способно разрушить человека. А это и есть сюрреалистический эквивалент фрейдистской концепции о разрушающей силе нереализованных желаний.Фильмы Бунюэля и Дали отразили смутные бунтарские настроения молодого поколения, искренность выражения которых, по мнению французского киноисторика Ж. Садуля, придавала кинолентам трагическую человечность. Это не было веселой импровизацией, бездумным жонглированием метафор, но скорее - горьким отчаянием, анархическим бунтом, модернистским вызовом, брошенным обществу.

Кадры из фильма "Андалузский пес"

История кино

Главная Контакты
:: В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных. Ф. Бэкон