Французский авангард

Подлинными виртуозами чистой кинематографической формы явились представители французского авангарда, пришедшие на смену группе Деллюка. Именно с их творчеством связан взлет французского кино с 1924 по 1930 год.Провозгласив идею "чистого кино", режиссеры-авангардисты начали создавать фильмы без сюжетов, без героев, без смысла. В поисках специфических особенностей киноязыка авангардисты сосредоточились на изучении ритмических закономерностей движущегося изображения, превратив абстрактные средства экранной выразительности (план, ракурс, динамику) в художественный образ фильма. Отвергая м иметическую функцию искусства (то есть жизнеподобие), авангардисты настаивали на том, что художник должен, стремиться вглубь предметов и явлений, а не копировать внешний банальный облик действительности, который является лишь ширмой, маскирующей истинную суть мироустройства. Лишь "взламывая" видимую реальность, автор в состоянии постичь и запечатлеть универсальные законы бытия.Киноавангард являлся необычайно текучим направлением с многочисленными разветвлениями, куда примыкали в качестве постановщиков не только собственно режиссеры, но и художники, поэты, музыканты. Однако в рамках этого пестрого течения можно выделить три главных доминанты: дадаизм, абстракционизм, сюрреализм. Мощным кинематографическим аккордом французского авангарда является фильм Рене Клера (1898-1981) "Антракт". Лента создавалась не как самостоятельное экранное произведение, а как антракт хореографического представления. Но стоило фильму появиться перед публикой, как тут же он обрел автономное художественное существование. Пресса запестрела хвалебными отзывами и рецензиями, назвав постановку Р. Клера лучшим фильмом года. Именно "Антракт" (1924) знаменует начало французского киноавангарда во всей совокупности его течений и является отражением духа времени - интеллектуального и эстетического бунтарства. Снятый исключительно на натуре фильм представляет собой карнавальный поток образов "яркой свежести и живой изобретательности" (Ж. Садуль).Эксперименты киноавангарда, казавшиеся вначале лишь затеей эстетов, работавших исключительно для снобов, в конечном счете дали гораздо более плодотворные результаты, чем фильмы Деллюка и других французских киноимпрессионистов. Итак, французское кино 20-х годов активно экспериментировало с формой экранного произведения. Ослабив художественное значение драматургии, а затем и разрушив линейную структуру повествования, режиссеры превратили ритм и пластику изображения из абстрактного кинематографического приема в сюжет для своих фильмов.

История кино

Главная Контакты
:: Идеи - это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках профессионала. А. Ривароль