Немецкий экспрессионизм Фриц Ланг


"Метрополис" реж. Ф.Ланг

Выдающимся представителем так называемого символического киноэкспрессионизма является Фриц Ланг (1890-1976). В 1921 году он создает фильм "Усталая смерть". По форме это произведение представляет собой четыре вариации на одну тему: девушка безуспешно пытается спасти от гибели своего возлюбленного. Действие соответственно разворачивается в четырех условно-географических измерениях – романтическая Германия, мусульманский Восток, карнавальная Венеция и буддистский Китай. Неизменным остается лишь повторяющийся финал: смерть побеждает любовь, и под ее покровом возлюбленные соединяются навеки. "Тот, кто теряет жизнь, приобретает ее", - гласит последний титр фильма.

Центральный образ киноленты - Смерть - лишен традиционно-сказочных аксессуаров. На экране предстает обыкновенный мужчина с неподвижным лицом и трагически-усталым взглядом. Он беспрестанно регламентирует переход в потусторонний мир, где горят тысячи свечей, олицетворяющих человеческие жизни. Гармоничное соединение декораций, актерской пластики, светотеневых и оптических решений позволило режиссеру создать одно из выдающихся произведений немецкого киноэкспрессионизма.

Следующий фильм Ф. Ланга "Доктор Мабузе - игрок" (1922) представляет своеобразную интерпретацию Калигари. Мабузе жестоко манипулирует людьми при помощи гипноза. Того же, кто не подчиняется, он убивает. Детективная фабула погружена в мистическую атмосферу, что позволяет характеризовать жанр картины как социальную фантастику.

В 1924 году Ланг осуществляет беспрецедентную по масштабам постановку "Нибелунгов". Первая серия "Смерть Зигфрида" характеризуется эпической торжественностью и монументальностью: фронтально развернутые симметричные мизансцены, подчиненные вертикальной доминанте композиции кадров, замедленно-ритуальное движение и т.д. Вторая серия - "Месть Кримгильды" - это ярость противостояния, хаос и праздник смерти. Соответственно деформирована общая изобразительно пластическая фактура кадров посредством разрушения вертикально-горизонтальных композиционных соподчинений. Идеализируя героев, подавляя настроение обреченности, режиссер воссоздал на экране легендарную атмосферу средневековых преданий и определил свой фильм как "произведение истинно народное, которое является проявлением великого германского духа".

Еще спустя два года появилась самая знаменитая картина Ф. Ланга "Метрополис" (1926). Действие происходит в гигантском городе небоскребов, соединенных мостами-автострадами. Всю эту махину приводят в движение рабочие, напоминающие заключенных: покорно опущенные головы, униформа, механические жесты. Метрополис - плод научных изысканий Ротвинга - изобретателя с дьявольским умом. Героиня с символическим именем Мария пытается гармонизировать жизнь горожан, проповедуя единство разума и рук на "территории" сердца. Ротвинг изобретает робота с обликом Марии и с помощью своей марионетки дезорганизует рабочую толпу, провоцируя в ней разрушительные инстинкты. Толпа, боготворившая утешительницу-Марию, теперь слепо следует за новым кумиром - Лжемарией. Доведя ситуацию до апокалипсического накала, режиссер завершает сюжет победой разума и сердца: рабочие стройными рядами следуют за счастливой влюбленной парой - Марией и сыном Фридерсона - владельца Метрополиса. Анализ психологии толпы оказался наиболее ценным содержательным аспектом фильма. С точки зрения формы, Ланг здесь демонстрирует высочайшее мастерство режиссера-экспрессиониста, безупречно владеющего соответствующей изобразительной стилистикой и законами ритмического построения экранного произведения. Многочисленные колонны статистов перемещаются среди гигантских декораций. Монументальность мизансцен подчеркивается дальними планами. Экспрессия "светописи" и междукадровый монтаж предельно усиливают драматическое напряжение эпизодов.


Ф.Мурнау "Носферату - симфония ужаса"

Параллельно с Ф. Лангом в стилистике экспрессионизма создавали свои фильмы Ф.Мурнау ("Носферату - симфония ужаса", "Фауст"), П. Лени ("Кабинет восковых фигур") и др. К середине 20-х годов поэтика экспрессионизма обретает черты реализма. Прежде всего, это проявилось на сюжетно-тематическом уровне. Авторы отказываются от фантасмагорических и фантастических историй и обращают свой интерес в область повседневной жизни маленького человека. Заостренность художественных экспрессионистских приемов заметно ослабевает (нет уже драматического антагонизма света и тьмы, нет рельефно-графической деформации изображения, нет философско-эпического размаха). Простота сюжета, правдоподобие социальной среды обусловили привычный стиль актерской игры. Это течение позднего экспрессионизма получило название "камершпиль" - камерный фильм. Однако мотив неумолимого рока пронизывал камерные драмы, и предметная среда явно наделялась символическим значением.

Типичным образцом камершпиля стал фильм Ф. Мурнау "Последний человек" (1925). Главный герой - швейцар фешенебельного отеля - ощущает себя человеком значительным до тех пор, пока носит мундир. После понижения в должности он теряет право носить ливрею, и в этом истинная драма бедного старика. Окружающий мир для него в одно мгновение становится чужим и даже враждебным. Вращающиеся двери отеля, без устали поглощающие человеческий поток, обретают символическое значение рулетки Судьбы. Да и образ мундира, замещающего человека, - также выразительная аллегория. В фильме нет детальной психологической разработки характера персонажа, однако Мурнау создает символический социальный портрет, обнажая болезненный нерв жестко структурированного немец кого общества. При этом режиссер обходится без единого поясняющего титра, оперируя исключительно выразительностью динамичен кого экранного изображения.

Немецкий экспрессионизм обогатил кино новыми темами и новыми изобразительными приемами. Снимая свои фильмы в павильонах, режиссеры и художники научились создавать не просто романтическую атмосферу в кадре, а целостное символическое пространство, в котором даже ирреальные персонажи оказывались аллегориями устрашающих, но вполне реальных идей. Режиссеры-экспрессионисты впервые целиком подчинили актерскую игру общей образной концепции фильма.

История кино

Главная Контакты
:: Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. "Круг чтения"