Немецкое кино
Эрнст Любич
В 20-е годы мощный творческий рывок совершает немецкое кино, В поверженной и изолированной после Первой мировой войны Германии возникли экранные произведения, вызвавшие резонанс как на международном кинорынке, так и в сугубо художественной сфере.
Эрнст Любич (1892-1947) считается основателем исторического жанра в немецком кино, хотя более точной формулой его картин является "костюмный фильм", ибо режиссер не избирает предметом своего художественного исследования исторические события, но облачает в "костюм" той или иной эпохи мелодраматический сюжет. Э. Любич прекрасно владел не просто ремеслом, а мастерством кинорежиссуры. Он безукоризненно следовал жанровым канонам мелодрамы и комедии, чем всегда привлекал к своим лентам широкую зрительскую аудиторию. Но вместе с тем Э. Любич демонстрирует тонкое искусство пластического построения кадра и ритмической организации сцен с симметричным движением сотен статистов. Например, финальный эпизод картины "Мадам Дюбарри" (1919) снят исключительно на дальних планах. Камера, установленная на уровне третьего этажа дома, охватывает своим взглядом пустынную го-родскую площадь, в центре которой - черная точка (эшафот). Постепенно площадь заполняется толпой, но мы с верхнего ракурса наблюдаем следующую динамическую композицию: темный круг просачивается в пространство кадра, пульсирует, разбухает и сокращает светлую территорию площади, стремясь слиться с черной точкой в ее центре. Когда напряжение этого контрастного противостояния достигает предела (весь кадр максимально заполнен колышущейся чернотой, и лишь белая тонкая лента отделяет точку-эшафот), мы ощущаем, как голова мадам Дюбарри слетает с плеч. Именно ощущаем, ибо в эпизоде нет ни одного укрупнения, ни одной детализации, а только - графическая экспрессия. Другой фрагмент из этого же фильма иллюстрирует иной авторский ход, когда Э.Любич передает внутреннее психологическое состояние персонажа через динамику крупного плана. Режиссер выбирает в белый прямоугольник диафрагмы кисти рук молодого героя. Одновременно с тем, как актер судорожно сжимает пальцы, Э.Любич "сдавливает" рамки диафрагмы, добиваясь пластического резонанса в композиции эпизода и через него - мощного эмоционального импульса.
Э.Любич открыл для немецкой кинематографии путь на зарубежный рынок и обрел статус "европейского Гриффита". Его фильмы "Мадам Дюбарри", "Анна Болейн", "Жена фараона", "Принцесса устриц" и др. отличались не только постановочным размахом, но разнообразием изобразительно-пластических решений.