Шведская киношкола В. Шестрём
Становление шведской киношколы приходится на период с 1916 по 1924 гг. и связано прежде всего с творчеством двух режиссеров - Виктора Шестрёма и Морица Штиллера.
В. Шестрём (1879-1960) искал художественные ресурсы кино в драматургии, сюжетосложении, заострении конфликта. Поэтому, естественно, он обратился к литературе Г. Ибсена, А. Стриндберга. Режиссер не ограничивался заимствованием той или иной фабулы. Он стремился найти экранное воплощение целостной образности первоисточника, воссоздать его специфическую атмосферу. Первым удачным опытом подобного рода стал фильм "Терье Виген" (1916) по одноименной поэме Г. Ибсена, где героем является не только благородный рыбак, но и морская стихия. Следующая картина Шестрёма - 'Торный Эйвинд и его жена" (1917)- имеет трехчастную композицию, и каждая часть выписана в новой тональности. Первая - в драматической, вторая - в романтической, третья - в трагедийной. И здесь снова мощная драматургическая роль отведена пейзажу - то величественному, то угрожающему.
Характерной стилистической особенностью режиссуры В. Шестрема является углубленный психологизм. Через длинные статичные планы он обнажал душу персонажей, открывал их немую драму.
Кадр из фильма «Возница». Реж. В. Шёстрём. 1920.