Чарлз Чаплин
Чарлз Чаплин
Другой яркой персоной американского и одновременно мирового кино начала XX в. является Чарлз Чаплин (1889-1977). Он прибыл в США в 1913 г. и поначалу работал в студии "Кистоун" под руководством М. Сеннетта. Первой комической маской Чаплина был щеголь Чез в шикарных сюртуках и цилиндрах, с большими свисающими усами. Постепенно актер пришел к трогательному образу бродяги Чарли: в куцем пиджачке, спадающих брюках, огромных рваных башмаках, но в котелке и с тростью - непременными деталями джентльменского набора. Раскачиваясь, как утка, его герой зашагал по экранам мира, покоряя зрительские сердца.
Первые фильмы Чаплина ничем не выделялись из общего потока короткометражных эксцентрических лент. Это был набор пластических буффонадных "номеров", не связанных между собой внятной драматургией. Но постепенно, переходя к более крупным кинематографическим формам, режиссер и актер Ч.Чаплин научился выстраивать сюжетную логику своих картин и психологическую мотивировку поведения персонажей.
Основной комический прием Чаплина зиждется на контрастном соединении бродяги-джентльмена, когда элегантность манер не вяжется с нищенским обликом. Главная же драматическая особенность его лучших произведений ("Бродяга", "Золотая лихорадка", "Огни большого города") состоит в "невозможном", алогичном, "противо-естественном" сочетании буффонады, эксцентрики, персонажа-маски с утонченной, тщательной психологической проработкой каждого жеста, взгляда, динамического порыва - из-под клоунской маски проступало человеческое лицо. Это позволяло не просто рассмешить зрителя, но растрогать его.
С точки зрения кинематографической формы чаплиновские фильмы по-мельесовски традиционны: он предпочитал снимать неподвижной камерой и общими планами. Но динамическая фотография в руках Ч.Чаплина превратилась в гуманистическое экранное искусство.
Итак, к 1914 году новый вид зрелища - кинематограф - завоевал широкую популярность. "Если ты устал от жизни - иди в кино", - призывала реклама в годы Первой мировой войны. И люди шли в кинотеатры: проливали слезы на мелодрамах, хохотали на комедиях, затаив дыхание, вглядывались в кадры фронтовой хроники. Европейский экран, между тем, заполняла американская кинопродукция.
После войны европейское кино как самобытное художественное явление начало свое возрождение с территории скандинавских стран.