Братья Люмьер


Братья Люмьер

Во второй половине XIX века (после изобретения фотографии) инженерная мысль сосредоточилась на решении задачи одушевления фотографического изображения. Почти в каждой стране конструкторы работали над созданием аппаратов, позволяющих получить движущиеся снимки людей, животных, предметов. Параллельно со съемочной камерой был создан проекционный аппарат, воспроизводящий движущееся изображение на белом полотне экрана.

Все столичные города наводнили такого рода аппараты, которые из-за своего технического несовершенства постоянно ломались. И только в 1895 г., наконец, труд многочисленных конструкторов был доведен до практического завершения. Сыновья Антуана Люмьера - лионского владельца фабрики по производству фотобумаги - запатентовали свое изобретение, которое впоследствии получило повсеместное распространение. Огюст и Луи Люмьер (соотв. 1862-1954; 1864-1948), пользовавшиеся авторитетом в научной и промышленной среде, беспрепятственно внедрили свою техническую игрушку в повседневную жизнь.

Первый публичный просмотр состоялся 28 декабря 1895 г. в "Гран кафе" на Бульваре Капуцинов в Париже. Именно с этого момента - первого платного (коммерческого) сеанса, принесшего 33 франка чистой прибыли, - начинается история мирового кино. Братья Люмьер не предвидели триумфального будущего своего детища и рассматривали кинематограф лишь как "живую фотографию" - аттракцион, способный привлекать многочисленных зрителей и приносить существенную прибыль. Однако скоро стало очевидным, что французы открыли путь новому виду искусства.По сути, братья Люмьер положили начало документальному кино. Они снимали на пленку короткие (протяженностью 40-50 секунд) репортажи из будничной жизни города и своей семьи: "Выход рабочих с фабрики", "Завтрак младенца", "Игра в покер", "Прибытие поезда", "Разрушение стены" и др. Эти названия одновременно представляют сюжет картин, авторы которых не инсценировали события, а лишь фиксировали их с помощью киносъемочного аппарата. Поэтому фильмы братья Люмьер создавали без сценария, без декораций, без участия актеров.

Одно из немногих исключений - знаменитый короткий скетч "Политый поливальщик", где мальчик-подросток наступает на шланг за спиной садовника, и тот в результате неожиданно обдает себя струей воды. Сцена была снята на натуре, а в качестве исполнителей выступили приятели Люмьер.Естественность экранного образа, отсутствие какого бы то ни было вмешательства создателей фильма в реальный ход события, снимаемого на пленку, - характерная особенность кинематографа Люмьер. Но зрителей, прежде всего, завораживала специфическая природа экранного зрелища, которая подспудно проявляла себя в незатейливых "движущихся картинках". Оказалось, что изображение может менять свой масштаб (план) в отличие, например, от театрального спектакля, представляя предметный мир и человека, как в целом, так и в совокупности отдельных деталей.

Именно крупные планы лиц, рук, вещей приводили первых зрителей в холодный трепет, выполняя своего рода функцию фильмов-ужасов. В этой связи следует вспомнить классический пример - ролик "Прибытие поезда на станцию Ля Сиота". Крошечная пульсирующая точка в глубине экрана стремительно разрасталась до размеров локомотива, неотвратимо надвигающегося на публику, которая впадала в панику из-за ощущения неминуемой катастрофы. Но ко всеобщему облегчению поезд останавливался, естественно, в пределах экрана. На перроне появлялся железнодорожник и бежал открывать двери вагона, из которых выходили пассажиры и, приближаясь к кинокамере, "теряли" в кадре половину своей фигуры. Другие прохожие наоборот сначала возникали на экране частично, а затем, удаляясь от объектива, обретали целостность.Очевидно, что для братьев Люмьер открытие выразительных средств нового искусства произошло бессознательно. Они устанавливали свою кинокамеру неподвижно и механически фиксировали все, что попадало в объектив. Изменение же масштаба изображения происходило стихийно, за счет самодвижения реальности   приближения и удаления объектов. Люмьеровские фильмы были очень короткими (15-18 метров) и состояли из одного монтажного кадра.

Становление кинематографа   |   Жорж Мельес »

История кино

Главная Контакты
:: В жизни, как правило, преуспевает тот, кто располагает лучшей информацией. Б. Дизраэли